Приветствую!
Это статья про усовершенствование аварийки в автомобиле.
Моя машина Opel Astra G 1999 года рождения. Поэтому ожидать от нее, чтобы все работало идеально, не приходится.
И вот, какое-то время назад начала приглючивать кнопка аварийной сигнализации: нажмешь – сработает, еще раз нажмешь – должна выключиться, а она так не думает. Приходилось нажимать по нескольку раз, пока она выключится.
Поэтому решено было что-то переделать. Идея пристроить микроконтроллер летала давно, но не было времени на воплощение. И вот, появилось немного времени.
Аварийка включается путем подачи напряжения через кнопку с фиксацией, второе нажатие кнопки разрывает цепь. У меня кнопка окончательно сломалась и при любых нажатиях не разрывала цепь. Износился пластик, и фиксатор не держит кнопку в замкнутом положении. Новая кнопка стоит около 1000 руб и это не оригинал.
Несколько слов о компонентах. Хотелось все сделать как можно миниатюрнее. Был в наличии микроконтроллер ATtiny13. Заказал на Aliexpress тут. Решено было применить его. Контроллер в маленьком корпусе SOIC8. Напряжение питания до 5.5 В, поэтому необходим еще стабилизатор на 5 В.
Я выбрал MC7805BDT фирмы ON Semiconductor, который тоже имеет небольшой корпус для поверхностного монтажа TO-252 (D-PACK). Приобрести можно тут. Входное напряжение для данного стабилизатора не должно превышать 35 В, выходной ток не более 500мА. Этого вполне достаточно для запитки микроконтроллера и реле от сети автомобиля. Есть еще стабилизатор 78L05 фирмы Texas Instruments, но его выходной ток ограничен 100 мА. Этого маловато. Реле взял типа TR5V L-S-Z 5VDC фирмы TIANBO. Можно подобрать аналог со следующими характеристиками: схема контактов (contact form) – 1А или 1С; напряжение – 5 В. Можно выбрать тут.
О схемах контактов реле и переключателей я сделал отдельную небольшую заметку. Обозначения схем выключателей (переключателей) и контактов реле (Forms of Contacts). Транзистор BC847 (узнать цену) в корпусе SOT23. Он служит для включения и выключение реле, поэтому к нему немного требований. Его можно заменить на аналогичный транзистор структуры NPN, с напряжением коллектор-эмиттер не менее 40 В и током коллектора не менее 100 мА. Можно взять и транзистор в корпусе TO-92 (SOT54). Например, транзистор BC546, BC547 и т.п.
Немного отступлю от темы. Все детали для устройства можно заказать в интернет-магазине Алиэкспресс. Почему лучше там? Во-первых, потому что это намного дешевле, чем в магазине. Во-вторых, там всегда есть какие-то скидки, акции. И, в-третьих, это официальный кешбэк-сервис Aliexpress. Например, возвращают часть потраченных денег https://cashback.epn.bz/tasteusnow?i=6fa53.
В общем, вот схема:
Как это работает.
Я сделал прошивку так, что схема работает для кнопки без фиксации, которая постоянно замкнута или разомкнута, а при нажатии изменяет свое состояние. В нормальном состоянии контакты кнопки замкнуты или разомкнуты и микроконтроллер (МК) спит (очень мало кушает). При нажатии на кнопку контроллер просыпается и открывает транзистор, тем самым через реле включая аварийку на короткое время. Это время подбирается экспериментально. Для своего авто, чтобы мигнуть аварийкой 3 раза, это около 1.3 сек. Таким образом реализована функция “спасибо”. Если кнопку подержать в нажатом состоянии подольше, то МК включит аварийку до следующего нажатия кнопки. Подержали подольше – включили обычную аварийку, а чтобы ее выключить, нажали еще раз.
Схему реализовал на односторонней печатной плате. Для подключения к штатной проводке необходимо разрезать провод, идущий после кнопки на схему аварийки (показано на схеме). Нормально разомкнутые контакты реле подключаются к +12 В и к блоку управления аварийкой. +12 В берутся с провода, идущего до кнопки аварийки. Этим же напряжением питается само устройство. Детали на схеме имеют стандартное назначение: резистор R1 ограничивает ток базы транзистора, а R2 и R3 образуют делитель напряжения.
PS: Позднее я доработал программу микроконтроллера, чтобы устройство можно было применить в автомобилях с исправной аварийной кнопкой. Теперь алгоритм получился следующий. Контроллер постоянно спит, сачкует. Кнопка аварийки для него работает как будильник. Если она нажимается один раз, МК просыпается и через реле включает аварийку на заданное в программе короткое время (для трех миганий). Выполнив свою миссию, контроллер снова засыпает. Для включения аварийки в обычном режиме, необходимо кнопку нажать два раза. В этом случае МК включает аварийку и ждет еще одного нажатия. Для выключения нужно нажать кнопку один раз. Для контроллера не важно, в каком положении зафиксирована кнопка – нажатом или отжатом, он ждет лишь изменения ее состояния – замкнуто или разомкнуто.
Оставить сообщение:
[contact-form-7 id=”3550″ title=”Контактная форма 1″]
См. также:
- Замена поршневых колец Opel Astra G. Часть 1.
- Видеообзор очень удобного компактного мультиметра.
- Как снять поддон картера Рено Меган-2.
- Как проверить автомобильный генератор.
- Ремонт выпрямительного (диодного) моста генератора.
- Проверка регулятора напряжения генератора.
- Как самостоятельно изготовить регулятор напряжения генератора.
- Замена подшипника компрессора кондиционера.
Если Вы нашли что-то полезное, поделитесь с друзьями:
[SvenSoftSocialShareButtons]