Приветствую!
Продолжу описание замены поршневых колец и сальников клапанов. В третьей части статьи о переборке двигателя X16XEL 1.6 л 16V описана замена сальников клапанов, а также как очистить и притереть сами клапана.
Задубение сальников клапанов является еще одной причиной “жора” масла двигателя. Материал сальника становится не эластичным и сальник перестает выполнять свою функцию – не снимает излишки масла со стержня клапана. ГБЦ уже отсоединили и сняли и ее можно положить на чистое место и подложить под нее, например, деревянные бруски.
Далее рассухариваем клапана. Я использовал рассухариватель для наших автомобилей ВАЗ. Винт от клапанной крышки вкручивается поближе к клапану, который рассухаривается. Но при этом еще нужно смотреть, чтобы сам рассухариватель не слетел с этого винта, когда мы давим на пружину клапана. “Сухарики” могут немного залипнуть на своих местах в канавках, поэтому перед рассухариванием нужно несильно постучать гаечной головкой по верхней тарелке пружины клапана.
Операцию рассухаривания желательно проводить вдвоем. Один нажимает рассухаривателем на пружину клапана, другой пинцетом достает “сухарики” (две половинки). За рубежом они зовутся valve keepers.
После изъятие половинок “сухариков” снимается верхняя тарелка пружины и сама пружина. Клапан вытаскивается с обратной стороны. Таким образом рассухариваются и вынимаются все клапана, пружины, тарелки, сухарики. Клапана нужно также разложить по порядку, чтобы при сборке каждый клапан встал на свое место.
Все это аккуратно раскладывается (гидрокомпенсаторы на фото лежат в неправильном положении).
Снятие сальников клапанов X16XEL.
Теперь необходимо снять сальники клапанов (они же маслосъемные колпачки, они же маслоотражательные колпачки).
Ни в коем случае нельзя снимать сальники клапанов плоскогубцами или чем-то подобным. Направляющие клапанов (например, на данном двигателе X16XEL) могут делаться из чугуна, который хрупкий. Если снимать сальники плоскогубцами, можно легко расколоть направляющие. А выпрессовывать и запрессовывать направляющие – это намного сложнее, чем разобрать двигатель.
При замене направляющих придется прирезать седла клапанов. Есть специальные приспособления для снятия сальников клапанов. Я снимал так:
Из стальной проволоки (проволока из гофры для протяжки провода) сделал кольцо диаметром, чуть большим сальника. Данная проволока удобна тем, что она немного пружинит. Кольцо немного сжал, чтобы получился овал. Этот овал надевается на сальник. Другой конец проволоки лучше намотать на кусок, например, трубки. Принцип такой: проволока тянется вверх, кольцо с другой стороны давит на сальник, но давит не по оси направляющей, поэтому необходимо переставлять кольцо по кругу. Так понемногу сальник снимается с направляющей.
Теперь работа с клапанами. При высоких температурах на клапанах откладывается нагар, который очень тяжело счистить. Особенно трудно очистить выпускные клапана.
Наждачкой тут не обойтись. Замачивание в сольвенте не помогло.
Помогла грубая очистка с помощью дрели. Я обматывал стержень клапана изолентой, чтобы не повредить, и зажимал в патрон дрели. Так, с помощью дрели и старого ножа, удалось счистить толстый слой нагара. Сами клапана нужно осмотреть на наличие дефектов, прогаров. Если такие имеются, клапана нужно заменить.
Саму головку отнес на мойку, где высоким давлением ее отмыли.
С помощью гравировальной машинки и металлических щеток (картинка есть во второй части статьи) очищаются колодцы клапанов.
После очистки и мойки можно притирать клапана. Притирать нужно как очищенные от нагара, так и новые клапана, чтобы удалить все неровности между клапаном и его седлом. Для этой цели есть специальные присоски, которые удерживают клапан за тарелку.
Я притирал с помощью шуруповерта. Клапан вставляется в направляющую. На стержень клапана 6 мм надевается кусок резиновой трубки длиной около 10 см. Соединение получается не жестким, чтобы не расколоть направляющие клапана.
Другой конец трубки надевается на сверло с натягом, а сверло вставляется в шуруповерт. На края тарелки клапана наносится притирочная паста. Клапан притирается за счет вращения шуруповертом. При этом с другой стороны необходимо пальцем давить на тарелку клапана.
Еще одна деталь: просто вращать клапан, прижимая, неправильно. Необходимо периодически отрывать поверхность тарелки клапана от седла, чтобы притирка шла равномерно, т.е. делать одновременно поступательные движения и вращательные. Иначе клапан притрется неравномерно (фаска на седле клапана получится с одной стороны шире, с другой уже), герметичности не будет. Притирать достаточно, когда фаска тарелки становится равномерной ширины без переходов. Если притирочная паста не очень мелкая, то фаска будет матового цвета.
Проверить на качество притирки можно после установки клапанов вместе с пружинами, тарелками и сухарями.
После установки клапана в направляющую необходимо надеть новый сальник. Для этого процесса желательно подобрать пластиковую трубку диаметром около 6 мм, которую нужно надеть на стержень клапана и уже по ней надевать сальник, предварительно смазав его чистым моторным маслом. Трубка нужна, чтобы при одевании не повредить сальник о края канавок для сухариков. Очень хорошо для этого подходит трубка от флакона жидкого мыла.
Установка сухариков производится также как и их снятие. Чтобы сжать пружину клапана, можно взять гаечную головку подходящего размера (например, 24) и подложить ее под клапан со стороны тарелки. С помощью рассухаривателя сдавливается пружина клапана и ставятся половинки сухариков. Я устанавливал с помощью пинцета. Это было очень трудно. Но позднее в интернете нашел умную мысль, что при установке половинки сухариков нужно смазать густой смазкой, чтобы они прилипли к стержню клапана. Тогда установка будет намного легче.
Для проверки на плотность прилегания клапанов в закрытом состоянии в камеру сгорания наливают керосин, можно сольвент. И оставляют на некоторое время. Если не ушел, значит клапана закрываются герметично. У меня сольвент держался в камере до следующего дня.
Для справки: почему для проверки герметичности советуют использовать керосин? Цитата с сайта ntd-testing.ru: “высокая проникающая способность керосина обусловлена тем, что он не является полярно-активной жидкостью, имеет сравнительно низкую вязкость, хорошо растворяет пленки жира и устраняет пробки в неплотностях”.
После засухаривания желательно слегка постучать по стержню каждого клапана, чтобы ровнее встали сухарики, пружина клапана, тарелка. Все клапана установлены и засухарены. Можно устанавливать распредвалы.
Момент затяжки крышек распредвалов 8 Нм. После установки распредвалов нужно прокрутить каждый, чтобы проверить, что все клапана закрываются полностью. Если некоторые клапана полностью не закрываются, то, скорее всего, попал воздух в гидрокомпенсаторы.
Страшного в этом ничего нет. Воздух должен удалиться в процессе работы двигателя. Возможно, первое время при работе двигателя будет слышен стук гидриков, но после того, как они наполнятся маслом, стук должен исчезнуть.
Заключительная часть. Сборка двигателя X16XEL.
Можно устанавливать ГБЦ на блок. Устанавливаем новую прокладку ГБЦ.
Устанавливаем головку блока цилиндров на блок. Ставим новые болты. Порядок и моменты затяжек болтов есть в инструкции, которая идет вместе с прокладкой ГБЦ от Victor Reinz.
В интернете пишут следующий порядок затяжки: 25 Нм +90 град +90 град +90 град +45 град. В инструкции Victor Reinz рекомендуют дозатягивать три раза по 90 градусов. Я затягивал, как рекомендует Victor Reinz.
Далее укладывается в канавку клапанной крышки новая прокладка.
Рекомендуют даже с новой прокладкой намазать герметиком места крышек постелей распредвалов (со стороны ГРМ) и углубления с противоположной стороны ГБЦ (со стороны ЭБУ). Нужно снова немного отогнуть верхнюю часть задней пластиковой крышки ГРМ и установить клапанную крышку на место. Болты необходимо затягивать равномерно, двигаясь по спирали от центра к краям. Усилие затяжки 8 Нм.
Устанавливаются на свои места шестерни распредвалов. Если установить шестерни до установки клапанной крышки, то затянуть болты крепления будет легче – можно держать распредвалы от проворачивания ключом на 24.
Но в этом случае неудобно будет ставить клапанную крышку, т.к. будет мешать пластиковая крышка ГРМ. При такой установке можно сместить прокладку. В дальнейшем она притянется, повредится, и в этом месте будет подтекать масло. Поэтому шестерни распредвалов лучше устанавливать после установки клапанной крышки. Но тогда нужно будет как-то удерживать валы от проворачивания. Например, чем-то вроде этого:
Это труба 20х20 мм длиной 100 мм, с одного края которой приварен кусочек трубы 10х10 мм, а с другого края сделан вырез на треть длины трубы. В этот вырез вставлен болт М12 с увеличенной шайбой и удлиненной гайкой. Трубка 10х10 и удлиненная гайка вставляются в отверстия шкива распредвала для удобства удержания последнего.
Установка ремня ГРМ.
Для установки ремня потребуется приспособление для фиксации обоих шкивов распредвалов. Например, готовое KM-852:
Или можно сделать что-то похожее:
В прорезь вставляется ребро пластиковой крышки ГРМ, а края этого уголка устанавливаются между зубцами шестерен распредвалов. Не совсем удобное приспособление, т.к. держит шестерни не жестко. Лучше сделать такое приспособление П-образного вида, чтобы установить между зубцами сверху и снизу.
Первым делом выставляется метка на коленвалу.
С шестерни коленвала против хода часовой стрелки начинаем надевать ремень ГРМ. Если забыли, как он был надет, то вот картинка:
Натяжной ролик максимально ослабляем. Правый обводной ролик прикручиваем окончательно, а тот, который слева немного наживляем. Надеваем ремень на шестерни распредвалов, натяжной ролик и помпу. На левый обводной ролик накидываем ремень в последнюю очередь. Ролик нужно отвести подальше от корпуса ГБЦ, чтобы он уперся в головку крепящего его болта (для этого этот болт только наживили) так легче накинуть на него ремень.
После того как ремень надели, нужно затянуть обводной ролик слева и натяжной ролик. Если ремень устанавливался новый, то с помощью шестигранного ключа нужно выставить метку на ролике напротив надписи “new”. Если ремень не менялся, то натяжение должно быть до надписи “used”.
После этого можно затянуть винт натяжителя (20Нм). Теперь нужно сделать 2 полных оборотов коленвала по ходу часовой стрелки и еще раз проверить, что все метки совпадают и поршень первого цилиндра находится в конце такта сжатия.
Все остальные агрегаты и соединения двигателя устанавливаются в порядке, обратном снятию. Если что-то забыли, см начало.
Оставить сообщение:
[contact-form-7 id=”3550″ title=”Контактная форма 1″]
См. также:
- Замена поршневых колец Opel Astra G. Часть 1.
- Замена поршневых колец Opel Astra G. Часть 2.
- Как проверить автомобильный генератор.
- Ремонт выпрямительного (диодного) моста генератора.
- Проверка регулятора напряжения генератора.
- Как самостоятельно изготовить регулятор напряжения генератора.
- Если вентилятор печки работает только на максимальной скорости.
- Автозапуск своими руками.
- Как снять поддон картера на Рено Меган-2.
- Замена подшипника компрессора кондиционера.
Если Вы нашли что-то полезное, поделитесь с друзьями:
[SvenSoftSocialShareButtons]